Новости 2050.ЛАБ

Как мы создали Национальный центр промышленного дизайна и инноваций

Топильская Дарья
16 Июня 2020

Как мы создали Национальный центр промышленного дизайна и инноваций

Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ открылся чуть больше года назад. Название амбициозное. И прямо коррелирует с идеей бизнеса, которая состоит в масштабном продвижении и внедрении промдизайна в России. Структура дизайн-центра, его основы, идеи и цели продуманы до мелочей. Нынешний корона-кризис лишь подтвердил это. Причем вынужденные изменения стали не поиском компромиссов, а возможностью найти и реализовать новые, не менее эффективные подходы к делу. В этом и есть секрет дизайнеров – на любой вопрос и вызов они всегда готовы дать эффективный и качественный ответ.

Глобальная конкурентоспособность.
В 2014 году Россия взяла курс на импортозамещение. Уже тогда звучало мнение, что надо не просто замещать иностранную продукцию внутри страны, а создавать востребованные за рубежом товары и услуги. Прошедшие годы показали верность такого подхода. И государство, и частный бизнес сейчас все больше ориентируется на экспорт. Развитие промышленного дизайна способно стимулировать этот процесс по принципу win-win: предприятия все больше привлекают дизайнеров, а они, в свою очередь, содействуют развитию производства, повышению его конкурентоспособности. Как это возможно?

Во-первых, дизайнеры, которые включены в команду разработчиков продукта, умеют находить решения, способствующие повышению эффективности производства, наращиванию производительности труда, сокращению издержек. Это происходит за счет усовершенствования технологии производства, применения инновационных материалов. Например, если объединить несколько деталей в одну, можно заметно удешевить как производство, так и сборку, на которую к тому же потребуется меньше времени.

Во-вторых, промышленные дизайнеры наполняют продукты эмоцией. Это та роль, которую видит каждый – приятный для глаз и эргономичный корпус изделия, удобство эксплуатации, удовольствие, которое испытывает потребитель. Во многом именно дизайн определяет покупательную способность продукта. Порой индустриальный дизайн формирует до 50% цены продукта. Взгляните на заднюю панель iPhone. Фраза Designed by Apple in California – лучшая иллюстрация утверждения.

Российским товарам необходимо бороться за клиента на рынках развитых и развивающихся стран, где промышленный дизайн давно стал фактором повышения конкурентоспособности. Надо нагонять, а идеально – идти на опережение. И такие примеры в России уже есть. «Наш ключевой партнер – ТМХ, стал одним из первых в мире производителей рельсового транспорта с собственным ДНК бренда. Это единый образ подвижного состава, элементы которого будут находить отражение во всех продуктах компании, делая их узнаваемыми. Задача 2050.ЛАБ заключается в том, чтобы внедрить бренд-ДНК в подвижной состав ТМХ», - подчеркнула генеральный директор «2050.ЛАБ» Дарья Топильская.

Системный дизайн.
Сейчас единицей промышленного производства становится не сам продукт, а весь его жизненный цикл: от идеи до утилизации через позитивный опыт производства, эксплуатации, использования. Дизайнеры 2050.ЛАБ детально продумывают не только само изделие, но и то, как сделать проще и удобнее его производство, эксплуатацию, эффективно утилизировать, в том числе используя технологию вторичной переработки сырья. В этих условиях дизайн предмета логично дополняется дизайном среды, где продукт производится и используется.

Широкая комплексная экспертиза.
«Перед открытием Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ мы внимательно изучили современный рынок индустриального дизайна как в России, так и за рубежом. Выяснилось, что у наших коллег из дизайн-студий центры прототипирования, брендинговые и образовательные подразделения появлялись со временем, как логичное продолжение основного бизнеса. Поэтому уже на старте мы ориентировались на комплексную работу», - отмечает Дарья Топильская. «2050.ЛАБ» - это не только дизайнеры, конструкторы и технологи с опытом работы в России и за рубежом, но и сильная маркетинговая и PR команды, специалисты в области управления брендом, образовательный центр.

Партнерская сеть.
«С первого дня работы мы стремимся к сотрудничеству. Не надо изобретать велосипед, на это уходит масса времени и сил. Если на рынке есть передовые решения, то диалог и взаимодействие – кратчайший путь как к собственному успеху, так и наших партнеров», – подчеркивает директор дизайн-студии «2050.ЛАБ» Максим Чащин. Например, совместно с компанией Autodesk, мировым лидером в области программного обеспечения для промпроизводства, проектирования, анимации и графики, «2050.ЛАБ» создал первый в России центр компетенций, в котором можно пройти тренинги по программам Fusion 360 и Alias Design. Запускалась программа во время режима самоизоляции. Поэтому временно пришлось отказаться от планов проводить тренинги офлайн. С другой стороны, в онлайн-режиме образование доступно более широкой аудитории: получать новые знания и даже новую профессию можно из любой точки мира. Сейчас режим самоизоляции официально закончен, и мы откроем офлайн-формат, как только будет возможно.

Также благодаря сотрудничеству с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС», «2050.ЛАБ» имеет возможность использовать передовую базу инжинирингового центра прототипирования высокой сложности. Современное оборудование центра позволяет на одной площадке разрабатывать, проектировать, производить и собирать прототипы всех уровней сложности. Производство в центре Москвы удобно для выстраивания комфортного диалога с заказчиками: головные офисы российской промышленности сконцентрированы в столице, а прототипирование, создание концептов все же предполагает офлайн-общение. Но есть нюанс – настроить работу высокоточного оборудования в столице сложно, как минимум, из-за вибраций, которые создает метро. В НИТУ «МИСиС» этой проблемы нет – производственная площадка находится на бетонной подушке, которая гасит любые колебания, что гарантирует высокое качество работ.

Формирование экосистемы.
Ключевая проблема рынка промдизайна в России в его разрозненности, отсутствии крепких и устойчивых взаимосвязей. Есть дизайн-студии, компании-заказчики, образовательные центры, институты развития, регуляторы. Это отдельные миры, которые пересекаются, а не системно взаимодействуют друг с другом. Для качественного развития важно объединить усилия, создать взаимосвязанную экосистему.

«Мы готовы взять на себя работу по формированию этой экосистемы совместно с нашими партнерами и друзьями. У нас есть база для этого: наш комплексный подход, сильная и уважаемая на рынке команда, налаженные контакты внутри дизайн-сообщества, мы взаимодействуем с промышленностью, регуляторами, вузами», - говорит глава компании 2050.ЛАБ Дарья Топильская.

Первые шаги по формированию экосистемы уже сделан – проведено масштабное исследование рынка промдизайна России, где подробно проанализирована как история, так и современное состояние отрасли, а также систематизированы мнения лидеров индустрии, ведущих преподавателей и специалистов. Подобного в России еще никто не делал. Исследование будет презентовано на DesignDay 2050. Это еще одна наша инициатива – регулярное мероприятие, направленное на создание коммуникационной и просветительской платформы, что будет способствовать объединению дизайн-сообщества. В России рынок промдизайна не очень велик и фактически все дизайнеры друг друга знают, периодически общаются. Но даже во время исследования многие из них говорили, что не хватает какого-то общего «места сбора», той самой коммуникационной площадки, где все соберутся, смогут в неформальной обстановке обсудить тренды, поговорить об успехах и сложностях. Это очень важно, поэтому, несмотря на пандемию, мы не отказываемся от своих намерений.  Первый DesignDay 2050 состоится 29 июня, в Международный день промышленного дизайна.

Быть в тренде.
Дизайнеры – это визионеры. Они отслеживают тренды, тенденции и стараются не просто им соответствовать, а идти на шаг или два впереди. Конечно, корона-кризис во многом стал «черным лебедем», который, как писал Маяковский, смазал карту будня. Промышленный дизайн как лакмусовая бумага чутко реагирует на все изменения, и, естественно, происходящее отразится, точнее уже отражается на отрасли и всем промышленном производстве в целом.

Во-первых, в пандемию главной темой стал вопрос общественной гигиены. Мы постепенно привыкаем к маскам лице, регулярной дезинфекции рук, соблюдению дистанции. Но пока все это вызывает много неудобств, не систематизировано. Задача промышленных дизайнеров – повысить уровень общественной гигиены, органично вписав все решения в повседневную жизнь людей. Впереди масштабная работа с технологами, химиками по созданию новых «самодезинфицирующихся» материалов, усовершенствованию систем обеззараживания воздуха. Над этим, кстати, промышленные дизайнеры совместно со специалистами из других отраслей начали работать еще до пандемии. Например, в поездах ТМХ «Иволга» встроены специальные системы очистки воздуха, которые убивают почти все микробы, а в концепте трамвая R1 УВЗ были антибактериальные поручни. Специальные покрытия есть и у наших партнеров – ведущего производителя лакокрасочных систем для промышленности, компании Mankiewicz.

Во-вторых, пандемия изменяет глобальную экономику, что тоже ведет к переосмыслению дизайна. Надо искать новый баланс между эмоциональностью и функциональностью продукции. Тренд на упрощение форм, отказ от украшательств и всего лишнего был и до пандемии. После нее у этой тенденции есть все шансы стать мейнстримом.

Источник: https://wall.wayxar.ru/business/kak_my_sozdali_natsionalnyy_tsentr_promyshlennogo_dizayna_i_innovatsiy